Электронные издания

       

Программы-конструкторы для подготовки анимационных GIF-файлов


Ранее уже говорилось, что как в электронных изданиях, так и на Web-страницах широко используются изображения, представленные в виде GIF-файлов. Такие файлы могут быть получены путем преобразования изображений с индексированными цветами из других форматов в формат GIF. Сложнее обстоит дело с анимацией. GIF- практически единственный распространенный компактный анимационный формат, который непосредственно поддерживается абсолютным большинством браузеров, в том числе - Internet Explorer и Netscape Communicator. Подготовка GIF-файлов, содержащих единственное изображение, возможна во многих графических редакторах и не связана с какими-либо трудностями. Поэтому нам представляется важным в рамках этого курса изложить средства и технологию подготовки анимационных GIF-файлов.

Впервые формат animated GIF был создан фирмой CompuServ в 1987 г. и получил имя GIF87a. В этом стандарте было предусмотрено чередование строк (Interlacing), что обеспечивает быструю загрузку «костяка» изображения с постепенной его детализацией. В файле предусмотрено внутреннее сжатие без потерь на основе алгоритма LZW, что минимизирует его объем. Формат позволяет определить логическую область на экране, в произвольном месте которой производится вывод изображений. Спецификация GIF 89a добавила в формат новые возможности, в том числе: управление задержкой смены кадров, управление прозрачностью, включение в файл комментариев, вывод текста и пр.

Со второй половины 2000 г. отмечается быстрый рост интереса и потребностей в средствах создания GIF-файлов. На платформе Windows для этого традиционно чаще других используются программы GIF Animator фирмы

Ulead System,
Microsoft GIF Animator и GIF Construction Set фирмы
Alchemy Mindworks. В качестве примера рассмотрим подготовку анимационного файла с помощью широко известной версии 2.0а последней программы. На рис. 4.41
представлен ее исходный интерфейс-заставка.

Создание анимационного GIF-файла во всех перечисленных программах включает в себя два этапа: собственно создание такого файла и его последующая оптимизация.
Процесс создания файла состоит в поочередном добавлении графических изображений в структуру GIF-файла. Все три упомянутые выше программы могут добавлять отдельные кадры в анимацию не только из файлов, но из буфера обмена оболочки Windows. Важным дополнительным достоинством программ является возможность создания анимации на основе лишь двух изображений: начального и конечного. Промежуточные изображения генерируются программой автоматически с помощью одного из нескольких возможных эффектов, например, наплыва нового изображения поверх старого, смены листа бумаги, на котором формируется изображения и пр.

Анимационный файл всегда содержит один блок заголовка (HEADER) и несколько блоков с отдельными изображениями (IMAGE), которым могут предшествовать блоки управления (CONTROL). В начале работы по составлению анимационного файла программа формирует рабочее окно, в котором содержится лишь один заголовок. Соответствующий интерфейс представлен на рис. 4.42

.

Как следует из рис. 4.42
блок HEADER содержит информацию о размерах логического экрана в пикселах, что определяет размер прямоугольной области, внутри которой будет размещаться анимационное изображение. Для каждого отдельного кадра анимации задается смещение в пикселах относительно верхнего левого угла логического экрана.

Пользователь может самостоятельно изменять размеры логического экрана. При этом следует иметь в виду, что, если хотя бы один из кадров выйдет за пределы логического экрана, то это вызовет в браузере неустранимую ошибку и приведет к прекращению его работы. Для включения в анимацию отдельного кадра можно воспользоваться командой «Insert block/ Image» секции меню «Edit» или буфером обмена, куда предварительно было помещено изображение, и командой «Paste». Сказанное иллюстрируется рис. 4.43
. Редактирование блока Image состоит в изменении координат смещения левого верхнего края кадра относительно логического экрана и использовании или отказе от локальной палитры. При добавлении кадра в список блоков файла автоматически выполняется сравнение его палитры с глобальной.


Если какой-то оттенок отсутствует в глобальной палитре, то предлагаются варианты замены этого тона на имеющиеся в палитре.



После того как все кадры изображения помещены в анимационный GIF-файл, начинается работа с управляющими блоками: глобальным и локальными. С помощью локального блока можно задать для каждого кадра изображения временную задержку, локальную палитру, положение на логическом экране, способ удаления и пр. Рассматриваемая программа и аниматор фирм Microsoft позволяют выделить несколько локальных блоков и сразу для всех определить значения параметров.

Полученные результаты можно предварительно оценить путем просмотра GIF-файла (кнопка Preview). Однако результаты просмотра не всегда совпадают с тем, что будет получено при отображении файла браузером. Команды секции меню «Block» позволяют выполнять операции по преобразованию отдельного кадра изображения, помещенного в анимационный файл. Как показано на рис. 4.44
, можно вращать (Rotate) и изменять размер (Resize) изображения, получать его зеркальное отражение (Flip) и негатив (Reverse), настраивать цвета (Color and Balance), кадрировать (Crop) и пр.

В пакете предусмотрена возможность автоматического преобразования фрагмента цифрового видео (Movie) из формата AVI в анимационный GIF-файл. Для этого следует выбрать команду «Movie/Movie to GIF» секции меню File, что показано на рис. 4.45
. В этой же секции имеется команда вызова мастера анимации (Animation Wizard), применение которого позволяет упростить и ускорить процесс создания анимационного файла (рис. 4.46
). В этом случае пользователь должен только отвечать на ряд последовательно задаваемых ему вопросов в форме установки значений переключателей. В качестве примера приведен один из рабочих экранов мастера анимации, в котором пользователь должен ответить на вопрос о формате изображений, входящих в состав анимационного файла: они подготовлены в растровом формате (Photorealistic), т. е. оцифрованы с помощью сканера или созданы либо в растровом пакете компьютерной графики, либо в векторном формате (Line drawing).


Кроме того, требуется указать, какая требуется палитра для передачи цветовых оттенков изображений: ограничиться одной глобальной палитрой (Matched to first palette), использовать расширенную цветовую палитру (Matched to super palette) или же (для векторного формата) ограничиться 16 цветами.

Возможно создание анимационной бегущей строки в виде нескольких отдельных ее изображений, а также специальной бегущей строки, имитирующей световую рекламу. Наконец, возможно, как уже упоминалось в запросе мастера анимации, использование расширенной палитры цветов, число оттенков в которой превышает 256.

На рис. 4.47
представлен результат просмотра подготовленного GIF-файла, содержащего несколько блоков изображений; так как блоки одновременно не помещаются слева в своем рабочем окне, в нем автоматически создан слайдер. Для каждого из блоков, показанных в окне, выведены размеры, величина смещения и миниатюра данного кадра изображения.

В процессе разработки анимационного файла следует придерживаться некоторых рекомендаций:



  • по мере возможности не пользоваться локальными цветовыми палитрами, так как иногда их применение приводит к искажениям отдельных тонов;

    прозрачный тон следует задавать только глобально, так как локальные палитры прозрачность не поддерживают;

    следует тщательно проверять размер кадров, так как если изображение не помещается на логическом экране, то это может привести к многим нежелательным последствиям, в том числе - аварийному завершению работы браузера.

    Для уменьшения суммарного размера полученного анимационного файла следует провести его оптимизацию. Во время этого процесса осуществляется удаление избыточной информации из файла и оптимизация локальных палитр. Последняя состоит в максимальном использовании глобальной палитры и уменьшении количества оттенков в локальных. Возможность удаления избыточной информации определяется подобием и сходством соседних кадров изображения. В частности, можно вручную удалять из каждого последующего кадра повторяющуюся часть рисунка и выбирать его координаты на логическом экране таким образом, чтобы хорошо передать эффект движения.



    Программа GIF Construction Set Professional фирмы
    Alchemy Mindworks (как и программа GIF Animator фирмы
    Ulead System) выполняет автоматически основную часть работы по оптимизации, что является важным преимуществом по сравнению с аналогичной программой фирмы
    Microsoft. Для этой цели после окончания работы по созданию файла используется команда автоматической оптимизации - «Supercompress».

    В 2000 году появились новые, более мощные версии всех трех описанных пакетов для создания анимационных файлов. В частности, фирма Ulead разработала GIF Animator 4.0, который, по их мнению, является самым быстрым и наиболее простым в применении для производства мощных анимационных GIF-композиций. В него, в частности, включена опция для непосредственного размещения анимации на странице сайта, а также автоматический оптимизатор цветовой палитры. Возможна пробная загрузка полнофункциональной версии аниматора с сервера фирмы Ulead. Сказанное иллюстрируется данными, представленными на рис. 4.48
    .

    Количество аниматоров в последние годы растет в геометрической прогрессии. Кратко остановимся на некоторых из них. GIF Movie Gear - аниматор высокого класса, позволяет обрабатывать отдельные кадры, осуществлять чересстрочную загрузку анимационных изображений, оптимизацию палитры путем сокращения числа используемых оттенков. Хага 3D - многофункциональный качественный 3D аниматор текстовых надписей. Он характеризуется дружественным интерфейсом, простой в использовании и не требует наличия художественных навыков. Объем около 895 Кб. AniMagic GIF Animator - простой аниматор, позволяет сжимать полученные файлы до четырех раз. Пригоден для создания анимационных изображений и баннеров. Объем около 450 Кб. Подобные же характеристики имеет HVS Animator Pro, объем которого 309 Кб.

    Версия 5.5 классического графического пакета для издательско-полиграфических целей PhotoShop теперь включает в себя другой известный продукт фирмы Adobe ImageReady 2.0. Шаг вполне естественный, так как подготовка графики для электронных изданий становится основным занятием многих пользователей PhotoShop.


    Включение в один пакет инструментов полного цикла работе веб-графикой (от эскиза до генерации HTML-страниц) дает Photoshop'y очевидное преимущество перед конкурирующими пакетами. Так, оптимизатор Web-изображений в версии 5.5 полностью снимает с дизайнеров проблему оптимизации сетевой графики. А если вам потребуется создать анимационный GIF-файл, то можно использовать встроенный ImageReady. Причем пользователь может отдельно редактировать каждый кадр будущей анимации, расположенный в отдельном слое файла в основном формате PhotoShop'a - в формате PSD. Слои позволяют также просто обеспечить пространственный сдвиг каждого последующего кадра изображения относительно предыдущего.

    Новая версия Adobe PhotoShop 6.0 включает ImageReady 3.0, в который добавлены новые средства векторной графики, новые возможности форматирования текстов, улучшена работа со слоями и др. Таким образом, потребность в качественных и удобных GIF-аниматорах успешно обеспечена фирмами, специализирующимися в разработке программ компьютерной графики и Web-дизайна.


    Содержание раздела