Электронные издания

       

В настоящее время производство печатной



В настоящее время производство печатной продукции все больше интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Составной частью этого процесса является интеграция печатных и электронных изданий. Причин такой интеграции несколько. С одной стороны, практически все информационные технологии перешли на цифровую форму, оснастились компьютерной техникой, программным обеспечением профессионального уровня, техническими средствами обработки изображений. С другой - тот же процесс происходит и с распространением любых видов информационной продукции: появились компакт- и DVD-диски с электронными изданиями, а также музыкой и видео. Издательства внедрили новейшие сетевые технологии, связанные с распространением медиа-информации по интра- и экстрасетям, в глобальной сети Интернет.
Электронное издание значительно дешевле, чем печатное, и изготовление такого издания не связано с расходом трудно возобновимых ресурсов (леса) и загрязнением окружающей среды. Электронные издания зачастую оказываются даже более функциональными. Так, справочное или учебное электронное издание позволяет более динамично построить процесс изучения материала и усилить его мотивацию, что в конечном счете позволяет ускорить процесс восприятия и запоминания информации.
Если художественная литература преимущественно распространяется в привычной нам форме типографских изданий, то детские электронные издания уже существенно потеснили книги, так как последние не обладают многими возможностями электронных компьютерных технологий. Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения и до высшего образования.
Важнейшим преимуществом электронных изданий по сравнению с печатными является возможность их интерактивного оформления. Это относится не только к детским игровым изданиям, но и к любым изданиям сценарного типа. Такое издание может быть учебным, научно-популярным и даже художественным произведением, в котором потребителю отводится не пассивная роль читателя, но активная роль участника.
Все фрагменты электронных изданий, моделирующие процессы, могут быть построены по этому типу, т. е. читатель сам становится участником событий и в определенных рамках может влиять на их исход, что сближает процесс работы над таким изданием с деловыми играми. Естественно, что в традиционной книжной форме невозможно достигнуть такого эффекта.
Еще одним проявлением интерактивности является возможность моделирования и визуализации достаточно сложных явлений, таких как ток и напряжение в электронных цепях, квантовое состояние атомов, их ядер и электронов, прохождение световых лучей в различных средах, включая анизотропные. Работая с соответствующими фрагментами электронного издания и самостоятельно определяя величины входных сигналов или углы падения световых лучей, пользователь чувствует себя участником происходящего компьютерного эксперимента, исследователем происходящих процессов и явлений. По нашему мнению, если такие операции выполняет студент, то они вполне могут быть названы виртуальными лабораторными работами.
В последние годы роль электронных изданий учебного и словарно-справочного характера непрерывно воз растает вследствие возможности их быстрой модификации в соответствии с изменением достигнутого уровня знаний, т. е. достигается чрезвычайно высокий уровень оперативности электронного издания. Особенно это заметно при работе с изданиями, распространяемыми по сетям. Если прибавить к сказанному возможность дистанционного общения преподавателя с одним или несколькими обучаемыми, дистанционного тестирования с использованием сети Интернет и определения и оценки уровня знаний, то можно прийти к выводу, что электронный учебник преобразуется в конечном счете в постоянно развивающуюся обучающую, справочную и контролирующую уровень знаний специализированную информационную среду.
Электронные издания не только публикуются в базах данных, но и могут применяется также в виде баз данных - реферативных и библиографических. Эти два вида изданий объединяет то обстоятельство, что они предназначены для квалифицированных пользователей, среди которых присутствуют как библиографы - работники крупных библиотек, так и научные работники, скрупулезно следящие за изданиями в своей предметной области.


Неудивительно, что первые электронные издания были связаны именно с этой отраслью.


База данных, в которой хранятся (или публикуются) электронные издания, поддерживает каталогизацию и другие виды библиотечной деятельности, в частности, одну из важнейших - доступ читателей в публичный каталог, причем никаких специальных знаний, помимо своей предметной области, от читателей не требуется. База данных позволяет преодолеть основное ограничение в обслуживании читателей в библиотеках - она дает возможность многим пользователям использовать один и тот же материал одновременно за счет сетевой информационной структуры.
Наконец, здесь проявилось и другое очень существенное преимущество электронного издания в сравнении с любым изданием на бумаге: качество хранимого материала (текста, иллюстраций и пр.) никак не зависит от интенсивности его использования - этот материал не изнашивается и не стирается. Еще один фактор - электронное издание занимает значительно меньшие площадь и объем, что также является немаловажным экономическим фактором.
Электронные издания занимают все более заметное место в составе издательской продукции. По прогнозам к 2010 г. мировое производство печатной продукции в стоимостном отношении снизится с 60-70% до 35-50% от общего производства продукции медиа-индустрии, а производство электронных изданий в стоимостном выражении достигнет 25-30%.
Естественно, что тенденции развития издательского дела нашли свое отражение в учебном плане и Государственном обучающем стандарте по специальности 021500 «Издательское дело и редактирование».
В частности, в ГОСе перечислены основные темы, которые должны быть освещены в курсе «Электронные издания», а именно:

  • гипертекстовые документы, их структура и основные компоненты, языки гипертекста: HTML, Java, JavaScript;
    представление информации, форматы для текстовой, графической и звуковой информации;
    средства просмотра и подготовки электронных документов: программы-браузеры Netscape Navigator, MS Explorer, СУБД;
    подготовка электронных документов в пакете FrontPage 2000, Macromedia DreamWeaver;


    пакеты создания анимационной графики и мультимедиа Macromedia Director, Flash, Adobe Premier;
    использование современных СУБД для публикации электронных изданий.
    Хотя в периодических изданиях множество материалов посвящены производству и распространению электронных изданий, в том числе и с мультимедийными компонентами, пока отсутствуют как учебные пособия, так и монографии, в которых были бы рассмотрены соответствующие проблемы. В результате в настоящее время возникла настоятельная потребность в издании учебника по дисциплине «Электронные издания».
    Нами накоплен определенный опыт в чтении этого курса студентам специальности 021500 «Издательское дело и редактирование». Курс полностью или отдельные его разделы были прочитаны и студентам некоторых других специальностей. Опыт чтения курса «Электронные издания», длительный опыт преподавания студентам специальности 021500 различных дисциплин, основанных на компьютерных и сетевых технологиях, а также опыт научно-исследовательской и методической работы и многочисленные доклады и публикации в этой области позволили нам осветить все темы, перечисленные в ГОСе по данной специальности. Кроме того, автор счел целесообразным включить в состав учебника некоторые дополнительные разделы, такие как распространение электронных изданий и электронные учебники, а также затронуть вопросы, связанные с HTML-формами, CGI-технологиями, метаинформацией и ее использованием при поиске электронных изданий в локальных и сетевых базах данных.
    Автор надеется, что учебник будет полезен не только студентам специальности 021500 в процессе изучения курса «Электронные издания», но и студентам других специальностей, изучающим гипертекстовые системы, мультимедийные базы данных, Web-дизайн, стратегии поиска и индексации электронных документов.

    Содержание раздела